Краснодарский край

 Белоглинский район 
станица Успенская








имени Героя Советского Союза
Литвинова Владимира Ивановича

Среда, 23.05.2018, 21:39

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещения дух...


                                                  А.С.Пушкин

Каталог файлов

    

  

 
 
Меню сайта
Категории каталога
Математика [2]История [5]
Русский язык и литература [9]География [6]
Физкультура [4]Химия [3]
Информатика [0]Начальная школа [30]
Немецкий язык [2]Кубановедение [8]
ОПК [0]ОБЖ [6]
Биология [8]
Мини-чат
Главная » Файлы » Уроки » Биология

Пришкольный участок как экологическая система
[ Скачать с сервера (468.5Kb) ] 14.12.2017, 15:57

Содержание

 

1. Введение -----------------------------------------------------------------------3
2. Методы и результаты исследований-------------------------------------3
2.1. Описание пришкольного участка---------------------------------------3
3. Экосистемный анализ пришкольного участка------------------------4
3.1. Растительность-------------------------------------------------------------4
3.2. Животный мир--------------------------------------------------------------5
 3.3. Сравнительная характеристика животного мира естественных

 экосистем и пришкольного участка-----------------------------------------6
3.4. Характеристика экосистемы пришкольного участка.---------------6
3.5.Вода на пришкольном участке.-------------------------------------------7
3.6. Внедрение минеральных удобрений и ядохимикатов--------------7
3.7. Утилизация растительных отходов на участке----------------------7
4. Заключение---------------------------------------------------------------------8
5. Литература---------------------------------------------------------------------9

  

1.Введение

Все мы живем в сообществе живых организмов, именуемом экосистема. Экосистемы все разные и поэтому имеют свои особенности. Термин «экосистема» ввел в науку А.Тенсли, английский ученый в 1935 году для того, чтобы обозначить основные единицы биосферы. А что же такое экосистема? Это сообщество живых организмов и неживых компонентов  их среды обитания (Н.М.Чернова,1999).Живые организмы, их сообщества невозможно изучать без учета факторов окружающей среды. Экосистема  это то, что мы называем природой. Важность данной темы заключается в том, что всем нам необходимо понимать, где мы живем и как нужно вести себя, чтобы не нарушать природный порядок.

 

Цель моей работы : изучить особенности пришкольного участка как экологической системы.

 

Задачи моей работы следующие:

-Исследовать экосистему пришкольного участка

-Исследовать выращенные овощи на наличие радионуклидов

-Выявить  взаимосвязи  компонентов экосистемы

Предметом моего исследования являются овощи, выращенные на участке школы.

 

Методика исследований

Специальных методик для данного исследования в учебной литературе не выявлено и поэтому использовались  следующие методы изучения:

Графический метод. Составление списков растений и животных. Для определения незнакомых видов животных и растений использовались определители птиц, насекомых, растений.

Метод эксперимента. Определение радиоактивного загрязнения овощей по их гамма-излучению;

Метод исследования литературы

 

Гипотеза: пришкольный участок является экосистемой

 

2.Методы и результаты исследований

2.1. Описание пришкольного участка

Пришкольный участок расположен  рядом со школой и занимает площадь

Участок имеет следующие отделы: овощной, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, начальных классов, дендрологический, зоолого-животноводческий( на базе личных подворий учащихся).находится в хорошем экологическом состоянии. Ежегодно на участке проводятся мероприятия по улучшению его состояния(внесение органики). Школьный двор защищен искусственным ограждением.  Скважины на участке нет. Вода поступает на участок естественным путем (дождь)

 

3.Экосистемный анализ пришкольного участка

3.1.Растительность

Большая часть приусадебного участка занята культурными растениями. Это: лук, морковь, свекла, петрушка, укроп, огурцы, кабачки, тыква, яблони, слива, вишня, черная смородина). Декоративные растения: а) многолетники –лилии, пионы, ирисы, тюльпаны,  гиацинты, хоста, розы. б) однолетники – циннии, петунья, сальвия, астры и др.Кроме культурных растений на участках растет большое количество  сорняков( пырей, лебеда, осот полевой, молочай). Их  состав зависит от того, какие меры борьбы принимаются в борьбе с  ними и от вносимого в почву навоза. С  сорняками мы боремся вручную.(приложение1) Каждое растение потребляет из земли определенные, нужные  конкретно ему вещества, а некие растения, к примеру бобовые, напротив обогащают почву. Поэтому при посадке овощных культур соблюдаем севооборот. В растительном сообществе участка можно выделить ярусы. Они создают хорошие условия для проживания  разных животных. Цветущие растения привлекают насекомых-опылителей, особенно пчел, что полезно для сада. Кроме того, существование на участке разнообразных видов растений способствует разнообразию животного мира.

Растительность приусадебного участка – это и местообитание, и пища для животных. А чем разнообразнее экосистема, тем она устойчивее.

3.2. Животный мир

Из постоянно живущих на участке животных в основном преобладают различные насекомые, земноводные, рептилии , а так же черви, пауки и прочие почвенные организмы. Большую роль в поддержании равновесия в экосистеме участка играют птицы, регулирующие  численность вредителей(П.П.Второв.1980).Для биологической борьбы с вредными насекомыми  мы привлекаем птиц, развешиваем скворечники и кормушки в зимний период. Насекомые вредители это-тля, капустная муха и др.меры борьбы с вредителями применяем в основном экологически чистые: опрыскиваем раствором  поваренной  соли. Ядохимикаты мы не используем. На участке встречаются брюхоногие моллюски слизни. Они наносят некоторый вред урожаю, но в тоже время, поддерживают круговорот веществ в экосистеме. Сравнивая видовой состав  живых организмов пришкольного участка с естественной экосистемой, можно сказать, что  они отличаются видовым разнообразием, численностью особей и соотношением систематических групп. Животный и растительный мир участка представлен малым видовым составом. Это все связано с деятельностью человека, который может влиять на состав животных и растений как косвенным путем, так и на прямую.

3.3.Сравнительная характеристика животного мира естественных экосистем и пришкольного участка

Фауна пришкольного участка представлена небольшим количеством видов. В ней мало хищных птиц, млекопитающих(А.В.Миронов,2004). Объясняется это тем, что для крупных животных нужны большие территории. Немаловажное значение имеет и деятельность человека. Человек уничтожает нежелательные виды, тем самым оказывая прямое воздействие на животных. Косвенное влияние человека может проявляться в том , что насаживая растения и обрабатывая их растворами ядохимикатов, запах которых отпугивает животных или, наоборот, привлекает животных, делая скворечники и кормушки.

3.4. Характеристика экосистемы пришкольного участка

Экосистема – это сообщество живых организмов в совокупности с о средой обитания. . Существование всех экосистем зависит от постоянного притока энергии, которая необходима всем организмам для поддержания их жизнедеятельности. Солнце – единственный источник всей энергии на Земле. И где бы ни находились растения и животные, им необходима солнечная энергия для питания, согревания, испарения влаги (Н.М. Мамедов, 2000г.).
Пришкольный участок – это искусственная экосистема, созданная человеком. Основным потребителем считается человек, поэтому растительноядные живые организмы, обитающие на участке, являются пищевыми конкурентами и уничтожаются как вредители. Но нецелесообразно уничтожать всех вредителей, так как они тоже являются частью пищевых цепей, ими питаются другие животные. Полное отсутствие этих насекомых может привести к изменениям в экосистеме участка. Экосистема участка работает так же, что и естественные экосистемы. На участке присутствуют продуценты, консументы и редуценты. Основным консументом является человек, потребляющий продуценты – овощные растения.(приложение2) Среди консументов очень много хищных насекомых, земноводных, птиц, отмершие части растений, останки насекомых и животных служат пищей для редуцентов (грибов,бактерий). Они живут в почве, на её поверхности, на листьях трав, деревьев, перерабатывают отмершие останки. В результате их деятельности образуется перегной, улучшается и поддерживается структура почвы, повышается её плодородие.
Такая искусственная экосистема может существовать только при поддержке и влиянии человека.
3.5. Вода на пришкольном участке
Воздействие человека на круговорот воды на участке довольно велико.  К великому сожалению наш пришкольный участок не снабжён  водопроводной колонкой. Поэтому вода поступает на участок естественным путем (в виде дождей)
 В засушливые деньки, которые летом не уникальность, мы осуществляем   полив некоторых  растений вручную. Это нужно для поддержания жизнедеятельности на участке растений, также для живущих на участке земноводных и насекомых. К примеру, при засухе с участка уйдут ящерицы, и лягушки следствием явится повышение количества комаров и мошек, которые потом будут наносить укусы человеку. Потому человек заинтересован в поливе не только лишь для поддержания урожая, да и для поддержания экосистемы участка в целом. Вода с загрязняющими веществами (после мытья посуды, техники) не попадает к овощам и другим растениям на участке.
3.6. Внедрение минеральных удобрений и ядохимикатов
На пришкольном участке ядохимикаты  не применяются.  Жители участка, такие как муравьи, лягушки, ящерицы, гусеницы и др. не уничтожаются, так как вред от их малый и их численность регулируется законами природы. Для удобрения земли употребляется перегной из листьев и растительных остатков

 

3.7. Утилизация растительных отходов на участке.
На пришкольном участке бывает мусор. Летом это вырванные сорняки с грядок. Осенью, после сбора урожая остаётся неограниченное количество отходов в виде сухой ботвы лука, свеклы, моркови, кабачков, тыквы и листьев деревьев. В основном отходы укладываются в компостную кучу. Перегной - любимое место обитания дождевых червяков, огромных помощников садовода.


4. Заключение.
Для того чтоб сделать на пришкольном участке устойчивую экосистему, сначала необходимо осознавать, что нельзя стопроцентно уничтожать какие бы то ни было виды насекомых либо растений. Исчезновение вредителя приведет к смерти нужных насекомых, которые им питаются. Но вредитель скоро вновь расплодится, а вот его неприятель оправится не скоро. Развешав кормушки, мы привлекаем птиц, которые уничтожают вредителей. Залог устойчивой экосистемы - здоровые растения. Для того чтоб этого достигнуть, нужно сделать лучше качество земли. Правильно вскопать, не нарушая и не перемешивая слои земли, внести компост и нужные минеральные удобрения для данного растения. Необходимо учесть, что каждое растение потребляет из земли определенные, нужные конкретно ему вещества, а некие растения, к примеру бобовые, напротив, обогащают почву. Потому очень важно соблюдать севооборот. Сформировать экологическую культуру каждый должен сам внутри себя. Каждый должен осознавать и обдумывать последствия вмешательства человека в экосистему. Человек должен почтительно относиться к природе и её законам, соблюдать их и главное минимизировать его негативное воздействие на окружающую среду. Беречь и приумножать богатства родной земли - долг каждого. Гипотеза моя подтвердилась и перспектива дальнейшей работы видеться в изучении экологического состояния пришкольной территории и составлении дизайн проекта пришкольного участка.

5. Литература
1. П.П. Второв. Определитель птиц фауны СССР. Москва «Просвещение» 1980г.
2. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. Основы общей экологии. Устойчивый мир. Москва. 2000г.
3. А.В. Миронов преподавание экологии в школе. Москва. Владос. 2004г.
4. Н.А. Пугал, И.Д.Зверев. Газета «Биология № 7. Экологический мониторинг. 1996г.».
5. С.В. Рянжин. Экологический букварь. Санкт – Петербург. Пит- Тал. 1996г.
6. Н.М. Чернова. Учебник « Основы экологии 10 -11 класс» Дрофа. Москва 1999

 

 

Категория: Биология | Добавил: school32-blg
Просмотров: 111 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
 
Образовательные организации Белоглинского района

  • Информатика и ИКТ в современной школе
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© 2018 Сайт МОУ СОШ №32 Белоглинского района Краснодарского края. По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу: mousoh32@yandex.ru