Краснодарский край

 Белоглинский район 
станица Успенская








имени Героя Советского Союза
Литвинова Владимира Ивановича

Пятница, 23.02.2018, 09:44

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещения дух...


                                                  А.С.Пушкин

Каталог файлов

    

  

 
 
Меню сайта
Категории каталога
Математика [2]История [5]
Русский язык и литература [9]География [6]
Физкультура [4]Химия [3]
Информатика [0]Начальная школа [30]
Немецкий язык [2]Кубановедение [8]
ОПК [0]ОБЖ [6]
Биология [8]
Мини-чат
Главная » Файлы » Уроки » Начальная школа

Формирование образовательной среды посредством духовно-нравственного воспитания на основе преподавания курса «Основы православной культуры»
[ Скачать с сервера (739.3Kb) ] 19.01.2018, 21:02

В жизни человека есть особый период, называемый детством. Это время, когда в растущем человеке развиваются все его силы, как телесные, так и духовные. От того, каким откроется ребенку мир, зависит и его душевный рост.

 Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Я живу в казачьей станице,  второй год работаю в классе казачьей направленности. А как известно, казаки народ православный. Поэтому считаю, что важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Реализовать данные задачи мне помогает курс «Основы православной культуры».

            Главная цель моей работы – усвоение детьми вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, любви  и уважения к людям,- воспитание стремления к добру и неприятия зла.

            Моя основная задача – создание таких условий развития личности, в которых самостоятельность мышления, творчество, соблюдение нравственных норм станет внутренней потребностью учащихся, фундаментом успешного самоопределения в будущем.  

            Современная образовательная ситуация требует разностороннего и творческого подхода к введению ребенка в область духовно-нравственных знаний. Формирование образовательной среды  по средствам духовно-нравственного воспитания на основе преподавания курса «Основы православной культуры» осуществляется в следующих направлениях: кружковая работа, взаимодействие с настоятелем Свято-Успенского храма, с районным и станичным казачьими обществами, родителями.

Как уже говорилось, воспитание казачат в духе православия является жизненной необходимостью. Казак без веры, не казак.

Уже в 1 классе  учащиеся нашей школы, в день реабилитации Кубанского казачества, участвуют в торжественном богослужении в храме Успения Пресвятой Богородицы, получают благословение отца Ильи на вступление в ряды Успенского казачьего общества. Казачата получают «Казачью грамоту» с благословления настоятеля храма и решением казачьего сбора.

Писательница Шамаева сказала: «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему». Христианская вера всегда была стержнем уклада и традиций казака. Об этом я говорю своим ученикам и их родителям.

Особенно интересно проходят встречи с настоятелем Свято-Успенского храма отцом Ильей. Это радостные и волнующие встречи. Отец Илья рассказывает детям об устройстве храма, его убранстве, о житие святых и отвечает на все их интересующие вопросы. Дети воспринимают разговор как необходимую для них животрепещущую тему. Затрагивая тему о Боге, о нравственном поведении, об отдельных поступках, дети приучаются ко многим нравственным делам, к которым в миру трудно приучить. Часто отец Илья напоминает о том, как православная вера и православные традиции должны идти рядом с казаком, и как он должен все это соблюдать и чтить.

   Стало хорошей традицией коллективное посещение классами казачьей направленности храма в православные праздники: на Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, принимаем участие в молебне на освящение Иорданской и Крещенской воды.

Хорошими помощниками в деле духовно-нравственного воспитания казачат являются казаки – наставники, члены Успенского казачьего общества, которые принимают активное участие в жизни казачьих классов. Проводят беседы с детьми и  родителями, организуют поздравления к праздникам, без них не обходится ни одно классное или  школьное мероприятие.

Реализация курса ОПК также ведется через кружковую работу по программе «Святая Русь – драгоценная ноша национальной культуры», составитель О.А. Кирюхин.

По моему мнению, занятие основ православной культуры – это встреча личностей учителя и ученика, нацеленная не на получение какой-то суммы знаний, а на то, чтобы обогатить друг друга радостью совместного поиска ответов на жизненно важные вопросы. Я стремлюсь к тому, чтобы знание не лежало пассивным багажом в памяти ребенка, а было актуализировано, участвовало в его суждениях, питало его нравственное чувство, развивало интуицию. Поэтому использую различные методы работы.

Основным методом является рассказ учителя, но он должен прозвучать в запоминающейся и образной форме, чтобы вызвать яркую эмоциональную реакцию.

Активно использую  беседу (эвристическую). Учитель занимает позицию собеседника, заинтересованного личным мнением каждого и уважающего это мнение, что располагает к свободе высказываний, спору, рождению новых идей и открытий. Это метод духовного диалога, описанный в педагогике православным педагогом Л.В. Суворовой.

Заочная экскурсия позволяет совершить путешествие в разные уголки нашего края, страны. Так на своих занятиях мы с учащимися совершили путешествие по Золотому Кольцу России, посетили православные храмы родного края, побывали в Атамани. Экскурсоводами могут быть не только учитель, но и подготовленные ученики.

 Чтение поучительных рассказов – следующий из словесных методов. Этим мы обычно заканчиваем свои занятия. Чтение поучительного рассказа позволяет провести мостик между библейской и житийной историей и настоящим. Это тема для беседы, для размышления.

Использование наглядности. На занятиях ОПК наглядные пособия нужно использовать как можно шире. Это картины, изображающие события, о которых говорится на уроке, репродукции икон, фотографии храмов и монастырей. Работа с аудио- и видеоматериалами. Хороший способ активизации познавательного интереса учащихся и усиления обучающего эффекта – занятия с мультимедийной поддержкой. В своей работе использую слайд-презентации.

На занятиях ребята выполняют много творческих заданий.

Разукрашивание -  простой и эффективный способ запоминания библейских событий.

Рисование. Рисунки классные и домашние. Не делим их на удачные и неудачные, рассматриваем все работы, пытаемся пережить то, что открыли.

Рисунки – рассказы: «Мой дом», «Моя семья», «Мои друзья» и т.д.

Рисунки – иллюстрации «Красота Божьего мира», «Православный храм» и т.д.

Традиционным стало проведение праздников. К Рождеству мы проводим «Рождественские посиделки», на которых звучат колядки, православные стихи, дети разыгрывают спектакль. Праздник «Осенины» связываем с Покровом Пресвятой Богородицы, 23-е февраля – с православными героями. Весело и шумно проходят масленичные гуляния на свежем воздухе, с молодецкими забавами, чаепитием с блинами.

            Региональный курс «Основы православной культуры» в классе только начинается, а продолжается в жизни. Как говорил святитель Григорий Богослов: «Лучше мудрость не словом блистающая, но свидетельствуемая делами».  Традиционными в школе стали акции «Спешите делать добрые дела», «Поздравь ветерана», «Посылка солдату». Дети активно принимают участие в благотворительной акции «Цветик - семицветик».

            Воспитание ребенка начинается в семье. От того, какую жизненную позицию занимают родители, зависит многое: ведь сегодняшние проблемы семейного развития в большинстве своем лежат в духовной плоскости. Провожу родительские лектории, привлекают родителей к подготовке и проведению классных и школьных мероприятий. Стараюсь делать так, чтобы родители были участника всех наших дел, а не пассивными наблюдателями.

            Преподавание Основ православной культуры – дело сложное, но интересное. Задача учителя – воспитание внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни нынешних школьников. Ведь, в сущности, человек может считаться личность лишь тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда они руководят его волей.   

            Таким образом, получая знания по религиозной культуре, отыскивая Жемчужину – Христа, источник прекрасного Творца, дети имеют возможность проявить прекрасное в себе, в жизни, в людях. Мы живем в казачьей станице, наши дети - потомки настоящих казаков, и православная вера является частичкой души каждого казака. А вера дает нашей жизни прочную нерушимую основу.

 

Категория: Начальная школа | Добавил: school32-blg
Просмотров: 51 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
 
Образовательные организации Белоглинского района

  • Информатика и ИКТ в современной школе
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
© 2018 Сайт МОУ СОШ №32 Белоглинского района Краснодарского края. По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу: mousoh32@yandex.ru