Краснодарский край

 Белоглинский район 
станица Успенская








имени Героя Советского Союза
Литвинова Владимира Ивановича

Среда, 23.05.2018, 21:27

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещения дух...


                                                  А.С.Пушкин

Каталог файлов

    

  

 
 
Меню сайта
Категории каталога
Математика [2]История [5]
Русский язык и литература [9]География [6]
Физкультура [4]Химия [3]
Информатика [0]Начальная школа [30]
Немецкий язык [2]Кубановедение [8]
ОПК [0]ОБЖ [6]
Биология [8]
Мини-чат
Главная » Файлы » Уроки » Начальная школа

Обычаи, традиции, нравы казаков.
[ Скачать с сервера (60.5Kb) ] 19.01.2018, 20:50

Тема: «Вводное занятие. Обычаи, традиции, нравы казаков».

 

Цель: показать самобытный характер культуры казаков Кубани;

на материале занятия воспитывать любовь, к родному краю, культуре, помочь почувствовать нравственное, эстети­ческое воздействие народной культуры на духовную жизнь че­ловека;

сформировать первоначальное представление об обря­дах, традициях, быте и народном творчестве, специфике каза­чества как этнической группы.

 

 

Оборудование: хата, плетень,  вышитые руш­ники, предметы обихода.

Форма проведения: казачий круг.

 

 

 Ход занятия.

Вступительное слово учителя.  

Казаки говорят: «Плох тот, кто не знает и не помнит, откуда происходят его корни, кем были его де­ды и прадеды». И сегодня на   занятии мы лишь попытаемся прикоснуться к устному народному творчеству, быту, нравам, фольклору ка­зачества. Занятие пройдет в форме «Казачьего круга», а помогать мне будут учащиеся, которые заранее готовили сообщения.

 

 Учащиеся читают стихотворение «Гей, в путь — дорогу!»

 

 

Зажурились старожилы,      

Покидая Украину:                   

Сотни лет спокойно жили,      

Нынче гонят на чужбину.

                                          

Потянулись пестрой цепью     

Войсковые фуры-

Потащились долгой степью

В край кубанский хмурый:

Мимо млина, мимо гая.

Да мимо колодца,

Казаки идут - шагают-

Назад ноги гнутся.

 

И казак, склонясь на пику,

В поле смотрит с болью:

Вся надежда - на Чепигу

Да на божью волю!

 

Черноморцы, не тужите:

Новый край богатый

Будет рыба, будет жито,

И сады, и хаты.

 

 

Учитель.  Вот так из Запорожской Сечи к нам на Кубань  пришли казаки, вольные и гордые люди. Казачьи общины строились на основе свободы и равенства, характерной чертой их оставалось вольнолюбие. Главным демократическим органом управления в станицах был «Казачий круг», он руководил жизнью станицы, но был и местом, куда казаки приходили обсудить свои проблемы, поговорить о наболевшем, обсуждались здесь проблемы воинского снаряжения, ведения хозяйства, отношения мужа и жены, воспитания детей.  

Если казак бежал, то все на его пути, независимо от возраста и пола, расступались: без нужды бежать не будет.

Свято чтили казаки "Кодекс чести" и в жизни руководствовал следующими принципами:

Жизнь – Отчизне! Сердце - женщине! Честь - никому!

Рассказы учащихся.

 

1 ученик.

Казачество всегда было религиозно. Казачьи полки, переселяясь на новое место, обязательно везли с собой разобранный по бревнышку храм и новом месте прежде всего устанавливали церковь.

 

2 ученик.

Я хочу рассказать о традиционном казачьем воспитании детей.

 Очень бережно относились казаки к своим детям. Военная добыча после по­ходов издавна делилась на десять частей. Из них две самые большие - на цер­ковь и вдовам с детьми. Если погибали оба родителя, то все имущество про­давалось, а деньги хранились. Сирот брали родные, знакомые, растили, а в 16 лет все отложенные деньги возвращались им сполна.

 

3 ученик.

Я хочу тоже взять слово.

ЗАЩИТА СЕМЕЙ была одной из основных в укладе жизни казаков. Традиционно тот казак, который был одним сыном в семье, на воинской службе носил серьгу в левом ухе. Если серьга была в правом ухе - значит, он - последний в роду. И сотник, отбирая в разведку на

какое-то рискованное дело добровольцев (а ими были все поголовно), всегда смотрел, как бы не осиротить кого, род казацкий не оборвать зря.

 

 4 ученик.

 Казаки славились ВО­ИНСКОЙ ВЫУЧКОЙ. А она, по традиции, начиналась с детства. С 3 лет ма­ленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках-играх пе­редавали ему воинские премудрости. С малолетства понемногу начинали со­бирать будущее снаряжение: вначале подковы для коня, потом «ухнали» - гвозди для подков, сумы, седло. В 14 лет подростку покупали жеребенка, и дальше они росли уже вместе - казак и его будущий боевой конь. В 19 лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска (дончане - красные, кубанцы - синие, за­байкальцы - жёлтые..), кроме винтовки и пики, - их выдавала казна. Украшением казака, его гордостью оставалась шашка - ее, как прави­ло, в семье передавали по наследству.

Учащиеся читают стихи.

 

Уж, сотню лет стоит станица,

 В ней жили прадед мой и дед.

 Здесь, к счастью, мне пришлось родиться

И в жизни свой оставить след.

 

В тумане лет оставив след,

 Легенда прежних лет осталась,

О стае белых лебедей,

И быль о доле, что досталась

Кубани - матушке моей.

Казачьей вольницы моей.

 

 

 

Учитель. Нелегкая судьба выпадала на долю казаков, ни они не унывали. В нашем «Казачьем кругу» мы вспомнили об обычаях, традициях, нравах казаков. Но всегда казаков сопровождала песня. Радость и тяжесть труда, суровая бранная жизнь кубанских казаков в прошлом, тревоги и опасности кордонной повседневной службы, защиты родных куреней oт набегов джигитов Шамиля и горских князей, многовековая борьба с Крымскими ханами и турецкими султанами, походы, проводы, встречи, ожидании к утраты до сих пор сохраняются в песнях кубанской старины.

Кубанские песни - это частица нашей земли, огонек души. Лучшие из них, как и фольклорные произведения, рождались в труде и борьба, они всегда были связаны с жизнью, народной судьбой.  

Привлекая внимание простотой и своеобразием форм, красотой языка, глубиной содержания, кубанские казачьи песни живут во многих сердцах и передаются из поколения в поколение. Они живут и сейчас, волнуют нас голосом народной старины.

 

 

Исполнение песни «У Кубани – матушки».

 

 

Учитель. Но не только песнями славились наши предки. Они были хорошими умельцами, фантазерами и обладали хорошим вкусом. Вот сейчас я предлагаю небольшой конкурс «Кубанские казачки», ведь какой «Казачий круг» обходится без розыгрышей, конкурсов.

 

 

ВОПРОСЫ

1. Какие из растений чаще всего упоминаются в кубанских песнях?

(калина, яблоня, груша, тёрен, верба).

 

2.Всем известно, что самым любимым блюдом на Кубани были вареники. С какой начинкой их обычно делали.

(с вишней, калиной, капустой, картофелем, творогом)

 

3.Из каких компонентов состояла одежда казака?

(рубашка, черкеска, бешмет, бурка, башлык, папаха, пояс, кинжал).

 

4.Отправляя в поход казака, жена собирала ему узелок. Что собиралось в узелок?

(хлеб, сало, чеснок, водка, кисет, табак, рушник, платок, белье).

 

5.Издавна известно, что та семья крепкая, где казачка хвалит.

 Конкурс «Не хаять, не бранить, а только хвалить». Кто лучше?   

 

 

Учитель.

Большинство из сидящих здесь потомки казаков, живут в станице, по­этому должны знать родной язык, название предметов обихода, одежды, хо­зяйства.

Вот мы я выясним сейчас, пошел ли на пользу наш «Казачий круг». Проведем игру - викторину «Кто быстрее и больше?». Составим две команды , каждой предложим по одиннадцать вопросов.

 

Задания для 1 команды.

 

  1. Верхняя одежда казака – (бешмет)

 

  1. Приспособление для патронов на черкеске – (газыри)

 

 

  1. Трубка для курения (люлька)

 

  1. Кофта и юбка из одной ткани – (парочка)

 

 

  1. Нижняя юбка – (спидница)

 

  1. Парадная комната в доме – (великая хата)

 

 

  1. Кувшин для молока – (глэчик)

 

  1. Старые, сломанные деревья, на которых сидела молодежь во время гуляний – (карачи)

 

 

  1. Труба – (дымарь)

 

  1. Коромысло – (перевязь)

 

 

  1. Базар, рынок – (товчок)

Задания для 2 команды                                                            

  

1. Верёвка, на которой держались штаны – (учкур)

 

2. Овчинная или воловья шуба – (кожух)

 

3. Лента, заплетенная в косу – (укосник)

 

4. Обувь – (черевички)

 

5. Красные бусы – (намысто)

 

6. Большой горшок для вареников –(макитра)

 

7. Забор – (тын)

 

8. Летняя кухня – (пидкухня)

 

9. Комната – (горница)

 

10. Центральная станичная площадь -  (майдан).

 

11. Место молодежных гуляний – (выгон)

Подведение итогов соревнования.

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

 

Наше время отмечено возрождением искренней гордости за лучшее казачье прошлое. В кубанских станицах стали нередкими конные джигитовки и состязания. Широко популярен и известен ордена дружбы народов Кубанский Государственный казачий хор. В Москве создан «Войсковой круг» - землячество для изучения культурно-исторического наследия казаков. И мы с вами на нашем кружковом занятии, изучаем историю казачества.  Я надеюсь, что такие занятия помогут вам ощутить себя единым це­лым со всей КУБАНЬЮ, лучше понять свою любовь к родному краю, к своей земле, к дому, где  родились и живете, к песням, к традициям наших отцов и дедов

Категория: Начальная школа | Добавил: school32-blg
Просмотров: 41 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
 
Образовательные организации Белоглинского района

  • Информатика и ИКТ в современной школе
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© 2018 Сайт МОУ СОШ №32 Белоглинского района Краснодарского края. По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу: mousoh32@yandex.ru